Музей Брянского машиностроительного завода

Введение1873-19141914-19451914-19451945-19651965-19901990 - 20052005 и далееКонтакты

По теме:Официальный сайт БМЗОфициальный сайт ТМХСтраница автора


Russian Railway Ring Member От автора. Это неофициальная версия сайта музея БМЗ, первоначально созданная автором в середине 90-х годов на сервере администрации Брянской области, как попытка сохранить в Интернет хотя бы малую часть индустриальной культуры, веками создаваемой в нашем краю. По вопросам продукции, выпускаемой заводом и установления деловых связей просьба обращаться на официальный сайт завода или официальный сайт ЗАО "Трансмашхолдинг".
Информация на сайте помещена в образовательно - культурных целях, не является рекламой каких-либо предприятий и лиц и отражает личный взгляд автора на роль и место в жизни брянцев этого поистине уникального объекта отечественной техноистории.

Итак, начинаем...



БМЗ (полное официальное название АО "Брянский машиностроительный завод" - был основан в 1873 году двумя молодыми российскими предпринимателями, Петром Губониным и Виктором Голубевым, как рельсопрокатный завод. Сейчас это одно из крупнейших в России машиностроительных предприятий.

Изделия с маркой "БМЗ" - локомотивы, грузовые и рефрижераторные вагоны, судовые и тепловозные дизеля, другая продукция, примущественно для железнодорожного и морского транспорта, - поставляется во многие страны мира и пользуется заслуженным признанием самых взыскательных заказчиков.
Наибольшую известность в бывшем Союзе среди разнообразной продукции завода получили маневровые тепловозы. Кто из железнодорожников не знает ТЭМ-2? Эти простые и надежные машины и по сей день трудятся в сибирской тайге и пустынях Казахстана, в Заполярье и на БАМе. Сейчас завод дает им вторую жизнь - их присылают с разных дорог и предприятий, устанавливают на них новое оборудование, модернизируют, и они, как бессменные труженики, снова десятилетиями будут таскать вагоны на станциях и заводских путях, в карьерах и на космодромах, будут водить составы на полузаброшенных ветках и помогать прокладывать новые супермагистрали.

Но ТЭМ2 - это все же славное прошлое;сейчас, на глазах же современников, в новой России, завод создает новые машины с богатырскими именами. И в этом есть глубокий смысл - брянским стальным богатырям уготовлена судьба вступить в сражение за мировые рынки сбыта.

С помощью Интернет мы с вами совершим путешествие по более чем вековому пути становления и развития этого предприятия - пути промышленных взлетов и великих потрясений, увидим исторические и современные локомотивы и другую известную технику, выпускавшуюся заводом, узнаем о достижениях, о подвигах работников БМЗ в военные и послевоенные годы, и о многом другом, что на первый взгляд, прямого отношения к деловой информации не имеет...

О БМЗ невозможно рассказывать только как о предприятии, только как источнике прибыли. В течение жизни нескольких поколений людей этот завод, помимо продукции, создал целый город (ныне самый крупный район Брянска - Бежицкий), свою небольшую цивилизацию с самобытной культурой и традициями, благодаря ему вырастали Божьи храмы и храмы Науки, дворцы и спортивные комплексы, закладывались парки и благоустраивались улицы. И поэтому до сих пор раздается над Бежицей заводской гудок - не как сигнал о начале и конце смены, а как память о тысячах рабочих, инженеров, управленцев, что создали и оставили нам в наследство мир современной техники.

Музей АО БМЗ (многие жители Бежицы помнят его по старому названию "Народный музей"), входящий в комплекс заводского Дворца Культуры (снимок справа) - это тоже часть "культурного слоя", созданного уникальным предприятием на Брянской земле. Первоначальной целью музея было просвещение - он помогал молодежи приобщиться к миру машин, выбрать будущую профессию. Постепенно его экспозиции стали увлекательной повестью об истории русского транспортного машиностроения, о людях - творцах, вложивших свой талант и труд в новые, невиданные ранее произведения "второй природы", о настоящих героях, сумевших отстоять родной край от жестоких завоевателей и возродить жизнь на выжженной врагами земле. Первостепенное значение музея, как хранилища историко-культурных ценностей сохраняется и в новых экономических условиях.

 Иногда спрашивают, почему БМЗ называют "гигантский завод-сад". Дело не только в обширных зеленых насаждениях (хотя именно они были первопричиной). Большой завод возникает и живет, как сад: он начинается с невзрачных саженцев и изрытой земли, постепенно растет, приносит людям плоды, в нем обрезают старые, засохшие ветви и выхаживают новые деревца, это результат долгого и упорного человеческого труда. Бывали периоды, когда этот сад приходил в запустение; бывало, черные бури валили деревья с корнем и молнии расщепляли стволы; но вновь и вновь возвращались сюда люди, чтобы залечить раны, нанесенные стихией. Сделать землю цветущим садом - казалось бы, давно известные, расхожие слова, но какая мудрость в них заложена...

А теперь мы отправляемся в те далекие времена, когда в России начинался бум строительства железных дорог и наступал век пара. ...Трогай состав, машинист!



Hosted by uCoz