Музей Брянского машиностроительного завода

Введение1873-19141914-19451914-19451945-19651965-19901990 - 20052005 и далееКонтакты





Пробуждение богатыря

Cамой большой сенсацией первых пяти лет нового века стало создание летом 2005 года магистрального тепловоза 2ТЭ25, получившего богатырское имя - "Пересвет". Впервые за 55 лет завод вновь построил магистральный локомотив и впервые за 100 лет это был магистральный локомотив, спроектированный на Брянском заводе, совместно с учеными Всесоюзного научно-исследовательского тепловозного института.

Этот двухсекционный тепловоз осевой формулы 2x(3о-3о) предназначен для замены старых магистральных тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ10М. Расходы на эксплуатацию тепловозов 2ТЭ25К значительно ниже, чем у других тепловозов, в частности, тепловоз сконструирован с учетом обеспечения очень низкого расхода топлива.

"Пересвет" легко узнать: он сразу же выделяется среди известных на наших железныж дорогах машин непривычной, "европейской" формой кабины. Но кабина - это только начало. В машине применен ряд кардинальных технических новинок. Поосное регулирование силы тяги позволяет улучшить сцепные свойства не менее чем на 15%, сократив расход топлива, которое у старых моделей терялось при боксовании, и снизив износ бандажей и рельсов. В новом модульном крышевой холодильник с электроприводом предусмотрена возможность слива воды из секций радиатора в теплоизолированные баки, что позволяет снизить расход топлива в зимнее время. Необычен и тормозной компрессор - теперь он винтовой вместо шумящего и вибрирующего поршневого. А на пульте машиниста почетное место занял монитор бортового компьютера.

Мощность тепловоза по дизелю 2x2500кВт (2x3400 л.с.), сила тяги при трогании с места 2x419 кН (2x2720 тс), длительного режима при скорости 6,67 м/с (24км/ч) - 2x300 кН (2x30,6 тс), конструкционная скорость 33,3 м/с (120 км/ч), служебная масса 2x138 т. Тепловоз возит с собой запас топлива 2x7000 кг. Таким образом, при мощности по дизелю, лишь на 13% выше чем у тепловоза 2ТЭ116, "Пересвет" сможет тянуть те же составы, что и лучший тепловоз советского периода, 2ТЭ121, которому для этого требовалась мощность дизеля, на 25% большая, чем у 2ТЭ116. Это не чудо - просто к.п.д. нового тепловоза на 12,5% выше, чем у 2ТЭ116.


При этом локомотив получился в разы дешевле, чем аналогичные, которые предлагают ведущие западные фирмы. И это все было достигнуто за счет использования отечественных узлов и комплектующих - несмотря на годы кризиса, отечественное тепловозостроение оказалось в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию независимо от зарубежных партнеров, вопреки прогнозам скептиков.

Не удивительно, что на выставке железнодорожного транспорта в августе 2005 года Президент России лично осмотрел богатырскую машину и отметил - отечественная промышленность начинает просыпаться.


Но "Пересвет" - это было только начало. На его базе было запланировано создать целую гамму одно- и двухсекционных тепловозов с секционной мощностью как 3400, так и 4800 л.с. На машинах большей мощности задумано применить бесколлекторный тяговый привод с асинхронными двигателями и полностью убрать ограничение силы тяги в длительном режиме по нагреву ТЭД. Появились задумки и по радикальному обновлению ходовой части - снабдить машины тележками нового поколения с возможностью радиальной установки колесных пар, одноповодковыми буксами, моторно-осевыми подшипниками качения, маятниковой подвеской ТЭД и двухступенчатым рессорным подвешиванием. Научный задел для таких решений начали создавать отечественные ученые еще в 70-90-х годах. При радиальной установке колесных пар колеса локомотива в кривой или на стрелках на боковой путь сами поворачиваются в ту сторону, куда идет путь. За счет этого снижается износ рельсов и бандажей, улучшается сцепление (за счет уменьшения горизонтального проскальзывания колеса по рельсу), а также снижается воздействие на путь, что дает возможность в перспективе увеличить осевые нагрузки и тянуть составы большего веса без реконструкции пути.


Следующей машиной "поколения богатырей" стал "Витязь" или 2ТЭ25А, представленный публике 3 апреля 2006 года на выставке в Санкт-Петербурге в честь Дня Железнодорожника. На "Витязе" появилась передача переменного тока с асинхронными ТЭД с моторно-осевыми подшипниками качения, тепловоз получил новую тележку разработки ВНИТИ с радиальной установкой колесных пар. "Витязь" - настоящая революция на рельсах, его сила тяги при трогании с места - почти 100 тонн, это самый передовой тепловоз из всех, выпускаемых в настояще время на просторах бывшего СССР. И именно ему выпало вступить в битву со знаменитым заокеанским богатырем - новейшим тепловозом "Evolution" американской фирмы "General Electric", который компания продвигает по всему миру. Поле битвы - Казахстан, где "Трансмашхолдинг" и "General Electric" решили строить филиальные предприятия по выпуску тепловозов.


История БМЗ продолжается, и кто знает, какие прекрасные новые страницы будут в ней открыты. Она словно стальной рельсовый путь, что идет к месту слияния земли и неба; но достигнув этой точки, видишь лишь то, что впереди - новые горизонты...


Hosted by uCoz